Меню сайта

Правила дорожного движения. «Школа пешеходов. Мы пассажиры»

Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о правилах перехода улиц, пользованием общественным транспортом, о видах дорожных знаков, их назначении и использовании; развивать у учащихся умение искать правильное решение, применять полученные знания на практике; воспитывать стремление сознательно выполнять правила дорожного движения; познакомить детей с историей транспортных средств; развивать познавательные процессы учащихся.
Оборудование урока:
•    Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, подставка
•    Презентация к уроку
•    2 щита, 2 меча
•    Дорожные знаки
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня урок мы проведем в форме заочной экскурсии в музей.
Чтобы доехать до музея – мы должны дойти до остановки автобуса и воспользоваться общественным транспортом. Значит, нас можно назвать пешеходами и пассажирами, а это накладывает определенные обязательства: надо знать ПДД. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

На столах перед вами листочки-шифровки, которые нам помогут узнать, чем мы будем заниматься: в трех строчках среди букв спрятаны 3 слова):

1

2

3

АПЕМЯПРАВИЛАААМСЦЙ

ВАПЕШЕХОДЫПЫСЧЫФЛО

ЕНКВСЧААМСМПММУЗЕЙ

ВЫУКЯЧПРЖДОРОЖНОГО

РЮИМПЯЮЧПАССАЖИРЫЖ

ИИСТОРИИИИПМСВЫЧЖБ

ЕКДВИЖЕНИЯХЧОТЫШЭБ

ЧЙЫУКПМОЖБЗНАКИБЮЩ

СМЯАВТОМОБИЛЯОРЯЦШ

Слайд 2

•     правила дорожного движения – это тема нашего урока;
•     пешеходы, пассажиры, знаки – мы будем говорить о правилах поведения пешеходов, пассажиров и будем изучать дорожные знаки;
•    музей истории автомобиля – туда мы попадем в конце урока.
Учитель: В путь!
2. Разминка
На дороге надо быть особенно внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка – запомните, что на ней нарисовано…
(Слайд 3)
(Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а учитель задает вопросы.) Давайте проверим себя.
•    Сколько машин на картинке?
•    Сколько легковых машин?
•    Сколько пешеходов?
•    Кто правильно переходит дорогу?
•    В чем ошибки других пешеходов?
•    Сколько мужчин и женщин?
Молодцы, теперь можно отправляться в путь.
Движение по тротуару
Как должны двигаться пешеходы?
•    Правостороннее движение
•    Не толкаться, не размахивать руками, громко не разговаривать
•    Быть чистыми
•    Не идти по проезжей части
•    Быть внимательными
Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал?..
Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. Слайд 4
(К доске вызываются 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя). Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречу друг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.
Как перейти дорогу
Вот мы дошли до дороги, а там машины снуют туда сюда. И светофора нет. А наша остановка на другой стороне.
•    В каких местах безопаснее перейти дорогу?
•    Какие виды переходов вы знаете? Слайд 5
А вот и зебра. Кто может показать, как перейти дорогу? Давайте назовем правила перехода дороги: ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ
•    Посмотреть налево и направо, убедиться, что нет машин,
•    Переходить улицу нужно только шагом, постоянно контролируя обстановку на дороге справа и слева.
Молодцы, садитесь все на места.
На остановке
Мы на остановке, ждем автобус. Вы по очереди будете называть как правильно надо себя вести на остановке и передавать эстафетную палочку. Повторяться не надо.
Кто хочет добавить?
В автобусе (Правила поведения)
А вот и автобус. Послушайте рассказ о том, как два друга совершали поездку.
Когда подошел автобус Петя с Васей первыми влетели в автобус с криком: “Вон два места, скорее!” – и, расталкивая пассажиров, кинулись к сиденьям. В руках они держали по мороженому. Ребята ели его и с удовольствием разглядывали пассажиров: рядом стоял дедушка, мама с малышом, женщины с тяжелыми сумками. “Здорово, что мы поторопились, а то не успели бы сесть!”
•    Что вы можете сказать о мальчиках?
•    Что ребята делали неверно?
•    Как надо вести себя в общественном транспорте?
Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступайте правильно.
Дорожные знаки
Наша поездка продолжается. Посмотрите в окно – сколько разных дорожных знаков. Давайте посмотрим, какие знаки нам встретились и что они означают.
Слайды улиц города.(Слайды 6–10)
Все знаки можно разделить на несколько групп:
•    Информационно-указательные
•    Предписывающие
•    Запрещающие
•    Предупреждающие
•    Знаки сервиса
(Объяснить название группы; обратить внимание на форму и цвет; что означает каждый знак.)
— Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю — приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
— Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки.
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
— У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен).
— Что будет нарисовано на знаке, запрещающем звуковые сигналы, например, около больницы?
— Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).
Я привык к велосипеду
И на нем я смело еду. (Велосипедная дорожка)
— Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.

Этот знак такого рода —
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).
— Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.
— Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.
— Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.
Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).
Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).
— Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей).
Викторина “Дорожные знаки”
А сейчас мы проверим, какие вы были внимательные. Я буду показывать знаки разных групп, а вы должны узнать свой знак и назвать его.
•    Оля – информационно-указательные
•    Ирина – запрещающие
•    Миша – предупреждающие
•    Женя – предписывающие
•    Исмаил – знаки сервиса
(Показываю знаки на слайдах. Каждый ученик отгадывает свою группу знаков и объясняет, что этот знак означает.)
Физкультминутка
Пока мы едем давайте сделаем упражнения на улучшение кровообращения.
Наша остановка. Выходим. (Упражнение на растяжку мышц спины).Огляделись(Повороты туловища).
Светофор
А музей на другой стороне. Но в этот раз нам поможет наш друг. Отгадайте, о чем я говорю:
То моргнет он красным глазом,
То зеленым он моргнет.
Станет всем понятно сразу,
Тем, кто едет и идет.
Что за чудо, кто же он
С разными глазами?
Это чудо – … (светофор)
Догадались сами.  (Слайд 16)
Как же переходить дорогу, если стоит светофор?
В музее
Вот мы и в музее истории автомобиля. (Слайд 17)
Когда началась история автомобиля? 100 лет назад или раньше? Значительно раньше…
Слово “автомобиль” состоит из двух слов – греческое “авто” означает “сам”; латинское “мобиль” – подвижный, т. е. – “самоходный”. И если самоходные коляски действительно появились чуть более 100 лет назад, то история простых колясок уходит в незапамятные времена.
Подумайте, какое великое изобретение сделали наши великие предки? (Слайд 18)
Колесо! Первые колеса изготавливались из цельного куска дерева, а там, где деревья редкость – из камня. Сколько сил и труда тратили мастера, ведь 6000 лет назад не было хороших инструментов.
Вскоре мастера поняли, что колесо можно составить из нескольких кусков.
Прошло еще немного времени, и придумали новое колесо – колесо со спицами. Прочность колеса не пострадала, а вот вес снизился, что позволило больше нагружать повозки. (Слайд 19)
На следующем стенде мы видим древнюю телегу и боевую колесницу. Из истории мы знаем, что одним из главных потребителей научных открытий является армия. Колесо давало военным новые возможности: боевые колесницы двигались перед пехотой, сеяли панику в рядах противника и очень быстро оказывались вне пределов досягаемости вражеских стрел. (Слайд 20)
В эпоху средневековья люди передвигались на таких каретах. (Слайд 21)
Люди мечтали построить такую повозку, которая бы могла двигаться без лошадей. Чего они только не придумывали: и педали (механик-самоучка Иван Петрович Кулибин), и лопасти, наподобие мельницы, и даже паруса.
Новый поворот в истории автомобиля, произошел, когда люди научились использовать силу пара.
(Слайд 22)Французский изобретатель Николя-Жозеф Куньо в 1770 году изобрел такую машину. Едет такая машина по городу – впереди медный котел подвешен, как будто суп везут. А водитель сидит на скамейке и вертит руль. Проедет немного и остановится. Это значит пар в котле кончился. Надо слезать и становиться кочегаром: разжигать топку и разводить пары. Вот почему его шофером назвали: “шофер” – по-французски и есть “кочегар”.
Экипаж Карла Бенца (1886) – дедушка всех современных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (как и у современных машин). (Слайд 23)
Первые автомобили были шумными и лошади – основная тягловая сила тех времен – пугались их. В Лондоне издавались даже такие законы:
Автомобиль должен быть увешан колокольчиками, чтобы лошади думали, что это движется нечто подобное им.
Перед каждым автомобилем должен идти человек с красным флажком и предупреждать их об опасности.
С каждым годом автомобилей становилось все больше в разных странах. Тогда владельцы автомобилей собрались в Париже и устроили гонки: им хотелось узнать, чей автомобиль лучше. “Я мчался так быстро, – хвастался один из победителей гонок,- что даже обогнал лошадь, которая неслась вскачь!”
Вот и закончилась наша экскурсия по музею. (Слайд 24)
Итог урока
•    Какие правила пешеходов мы вспомнили?
•    Как правильно переходить дорогу?
•    Вручить памятки пешеходов.
•    Понравился ли вам урок?
•    Что нового узнали?
Учитель: Спасибо за внимание, за активную помощь на уроке.

Приложение  «Правила пешеходов и пассажиров»